Когда большие торговые сети стремятся завоевать рынок малых городов, они открывают франшизы. В крупных городах сетевики обычно окрывают несколько больших собственных магазинов. В провинции, где население отдельно взятого населенного пункта не превышает 100 000 человек, такие супермаркеты открывать нерентабельно – нет потребности.

В этом случае создание франчайзинговой сети – наилучший вариант.

  • Он позволяет расширить территорию, охваченную брендом;
  • дает возможность минимизировать затраты, увеличивая суммарно закупки и получая выгодные ценовые предложения от поставщика;
  • привлечь массового потребителя лучшими ценами на товары.

Франчайзинговые магазины достигают весьма приличных показателей. Так товарооборот среднего по размерам магазина сети «Техносила» (торговая площадь примерно 500 кв.м) в месяц составляет около 250-300 тыс. олл. США. А в высокий сезон доходит до 500 тысяч.

Владельцам малых сетей оформление франшизы тоже выгодно. Франшиза позволяет снизить накладные расходы, поскольку компания входит во франчайзинговую сеть более крупной фирмы.

Предпринимателям не приходится тратить огромные суммы на рекламное продвижение товара, современное торговое оборудование, обучение персонала и т.п. Хотя франчайзинговая модель весьма привлекательна, подходит она не всем предприятиям.

Когда не стоит использовать эту модель?

  • Во-первых, если стратегия ведения бизнеса изначально не предполагает развития франчайзинга как такового.
  • Во-вторых, компания не имеет сильного бренда и товарный знак не будет востребован.
  • В-третьих, технологии бизнес-процессов компании еще недостаточны развиты, чтобы их можно было передавать. В-четвертых, нет активного менеджерского ресурса, способного выстраивать франчайзинговую программу.

Компании, работающие в сфере ритейла, то есть торгующие в розницу промышленными и продуктовыми товарами, чаще всего прибегают к оформлению франшиз. Также оформляют франшизы компании, которые оказывают услуги – тогда речь идет о продаже по франшизе интеллектуальной собственности. Естественно, что схемы извлечения прибыли двух типов компаний будут различны. В сфере ритейла применяется товарный франчайзинг, цель которого получить доход за счет наращивания объемов реализации посредством увеличения торговых точек. Как правило в сфере ритейла франчайзи не платит паушальный взнос (единовременный платеж за вступление в сеть) и роялти ( периодические взносы франчайзеру). Но франчайзер ставит условие франчайзи закупать и реализовывать в фирменном магазине продукцию только определенных поставщиков. Более того франчайзер диктует партнеру, как продавать. В этом случае прибыль зависит напрямую от товарной наценки. Обычно к франчайзингу в ритейле приходят компании, уже имеющие опыт создания собственной сети. Гораздо реже - компании оптовой торговли (дистрибуции), которые не имеют своей сети. Ахиллесова пята таких компании – отсутствие именно розничных продаж, так как при торговле в розницу происходит обкатка бизнес-процессов, нацеленных на масштабирование, тиражирование. Если компания не собирается создавать даже один розничный магазин, то ей выгоднее заключить франшизные соглашения с постоянными клиентами и только потом выходить на открытый рынок и предлагать франшизу инвесторам.

Для компаний, работающих в сфере услуг и общепита, описанная выше модель неприменима. Вместо товаров здесь интеллектуальная собственность – опыт, наработки. Чтобы продавать интеллектуальную собственность, или ноу-хау, следует его отработать на практике. В этом случае начинать надо с создания собственного предприятия. Цель франчайзинга в сфере общепита – извлечение прибыли путем получения от франчайзи платежей - паушального взноса и роялти.

Что же продает предприятие общепита в качестве франшизы? Интеллектуальную собственность, а именно корпоративный стиль, меню, стандарты работы. Если есть известные бренды, то продаются и лояльные бренду клиенты.

Аналогично и в сфере услуг. В виде франшизы в этом случае компания продает право на использование бренда, систему ведения бизнеса, программы обучения персонала и возможность привлекать лояльных клиентов. Прибыли таких компаний наращивается за счет платежей франчайзи и в некоторых моделях платы за обучение персонала. При это существует закономерность: чем больше сеть крепче бренд, тем выше вступительные взносы и регулярные .платежи